Чем отличается план ФХД от маркетингового бюджетирования.
Для того чтобы, разобраться чем план ФХД отличается от маркетингового бюджетирования, надо понять что представляет собой план ФХД и что понимается под маркетинговым бюджетированием.
План финансово-хозяйственной деятельности учреждений
План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений.
В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности.
Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности:
Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. Действие данного нормативного документа распространяется:
- на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета;
- на автономные учреждения.
В соответствии Требованиями план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период; должен определяться орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения
Государственное (муниципальное) учреждение должно обеспечивать открытость и доступность ряда документов, в т. ч. плана финансово-хозяйственной деятельности. Данная информация, согласно п. 3.5 Закона № 7-ФЗ, должна размещаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании сведений, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждением.
Структура плана финансово-хозяйственной деятельности
Согласно Требованиям план финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
В заголовочной части плана указываются:
- общие сведения о документе (наименование документа, дата его составления и гриф утверждения);
- наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование единиц измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Содержательная часть плана, в свою очередь, состоит из текстовой (описательной) и табличной частей.
В текстовой содержательной части плана указываются:
- цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения;
- виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом;
- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества: закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в т. ч. балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В табличной содержательной части плана указываются:
- показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);
- плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения;
- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 10 Требований плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- целевых субсидий;
- бюджетных инвестиций;
- поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;
- поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).
В соответствии с п. 11 Требований плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; услуги связи; транспортные услуги; коммунальные услуги; арендную плату за пользование имуществом; услуги по содержанию имущества; прочие услуги; пособия по социальной помощи населению; приобретение основных средств; приобретение нематериальных активов; приобретение материальных запасов.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе “Поступление нефинансовых активов” – с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.
Оформляющая часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные, – руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы, иного уполномоченного лица, исполнителя документа.
Структура ПФХД
Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных.
При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов.
В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):
- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
- арендная плата за пользование имуществом;
- оплата услуг по содержанию имущества;
- прочие услуги;
- безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
- пособия по социальной помощи населению;
- приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
- приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
- прочие расходы;
- иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.
Маркетинговое бюджетирование
Бюджетирование маркетинговой деятельности играет важную роль в построении предприятием своей конкурентной стратегии.
Без наличия вышеупомянутой стратегии предприятию крайне трудно выжить в конкурентной среде.
Бюджетирование является неотъемлемым атрибутом деятельности каждого из субъектов хозяйствования, чьи планы в отношении присутствия на рынке носят более или менее долгосрочный характер.
Отправной точкой для разработки бюджета маркетинга являются принятые цели и задачи предприятия, а также разработанные маркетинговые мероприятия и программа действий.
Прежде всего в бюджетирование маркетинговой деятельности входят расходы на исследование рынка, на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями, на организацию товародвижения и сбытовой сети.
Процесс бюджетирования позволяет выстроить комплексную, прозрачную для целей анализа картину положения предприятия на рынке, оценить конкурентоспособность, риски, условия и технологические особенности производства, количество и профессиональный уровень сотрудников, ассортимент продукции, оптимизировать себестоимость выпущенной продукции и провести анализ политики ценообразования.
Можно сказать, что Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.
А Бюджет – план предприятия, касающийся различных основных аспектов деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.
Таким образом, бюджетирование – процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.
Отличие плана ФХД от маркетингового бюджетирования
В Бюджетирование маркетинговой деятельности входят расходы на исследование рынка, на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями, на организацию товародвижения и сбытовой сети.
Поэтому при определении средств на маркетинг часто опираются на традиции, опыт прошлых периодов, интуицию, а также анализ маркетинговых затрат конкурентов.
Для оценки величины расходов на маркетинг анализируют влияние таких факторов:
- объем продаж в штуках;
- прейскурантная цена;
- транспортные, комиссионные и другие расходы на продажу единицы товара;
- затраты на производство единицы товара, не связанные с маркетингом, но зависящие от объема производства;
- постоянные потери на производство, не связанные с маркетингом и независимые от объемов производства и продаж;
- затраты на рекламу;
- затраты на продвижение товара (стимулирование сбыта).
План ФХД – это плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.
Таким образом, расходы на маркетинг могут отражаться в плане ФХД в качестве выплат, планируемых учреждением.
При этом в Плане ФХД могут использоваться данные маркетингового бюджетирования.