Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Аудиторская фирма ООО «ПРОФИ» (Электронный журнал для бухгалтеров и аудиторов ПРАКТИК).

Наша фирма может предоставить качественные услуги от экспертов и авторов журнала  для Вашей компании в срок и по комфортной стоимости. Более подробно о ценах и услугах на сайте https://praktik-audit.ru/

  Москва, 119034 город Москва, вн.территор. г. муниципальный округ Хамовники, Чистый переулок, дом 3, эт. 1, пом. IV, ком. 5
8 903 625 98 61

  +7 (499) 269 09 37
ten321321 СОБАКА yandex.ru

(!!! Система Антиспам - для корректного адреса электронной почты слово СОБАКА поменять на значок @ и убрать пробелы !!!)

Наш сайт с услугами https://praktik-audit.ru/

Ноу-хау

Ноу-хау («знать как») или секрет производства - это   результат творческой деятельности, который выражается в определённом наборе информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, которые необходимы для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии.

При этом такие сведения (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), могут выступать в роли предмета купли-продажи или использоваться компаниями для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности и охраняются патентом или режимом коммерческой тайны.

Таким образом, под ноу-хау подразумевают новшества, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам. Причем в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности.

Отметим, что в высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

Виды Ноу-хау

По правовому статусу инновации подразделяются на ноу-хау:

  • связанные с физическим лицом. Неотделимыми от физического лица могут быть сведения, навыки, действия и т.д.;
  • связанные с компанией. Связанными с фирмой, юридическим лицом могут быть технологии, в основе которых лежат многолетние традиции, качество производственного процесса и т.д.;
  • отделимые от физических и юридических лиц. К данным изобретеням, которые отделяются от граждан либо компаний, относятся результаты интеллектуальной деятельности в виде технологических расчетов, графических изображений, схем, статистических результатов, в том числе скрываемые от третьих лиц.

Также изобретения можно подразделить на виды по типу сведений.

Так, инновации производятся в:

  • науке и технической области. К научно-техническим разработкам относятся технологические и конструкторские схемы, решения, графики, правила монтажа. Изобретение может относиться к области инженерных расчетов, проектирования строительных объектов (жилых, производственных) и т.д.;
  • коммерческой деятельности. Инновационные изобретения коммерческого типа относятся к процессу вывода на рынок продукции, схемам налаживания контактов с посредниками, рынками сбыта, предприятиями смежных отраслей;
  • сфере руководства. Открытия в области руководства кадрами и процессами предприятий включает методики, нововведения в области распределения функционала, изменения штата и образования новых структурных связей в компании (по вертикали и горизонтали);
  • финансовых схемах и операциях. Открытия в финансовой области относятся к эффективным схемам практического применения сбережений, акций, ценных бумаг для приумножения вложений.

Примеры Ноу-хау

Секретом производства может считаться любая новейшая технология, информация или разработка.

Ноу-хау не должно быть как-то зарегистрирован другими лицами, так как в этом случае эта информация не является секретной.

Коммерческая тайна должна нести материальную выгоду, так как если нет финансовой ценности, то нет смысла её охранять.

Так, в качестве ноу-хау могут стать:

  • секрет производства, оригинальная технология, уникальная конструкция, способ рекламы;
  • опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления;
  • техническая документация — формулы, расчёты, планы, чертежи, результаты опытов;
  • перечень и содержание проведённых научно-исследовательских работ и их результаты, данные о качестве материалов;
  • учебные планы для подготовки персонала;
  • инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;
  • производственный опыт, описание технологий;
  • практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию, управлению и т. д.

Внедрение и использование Ноу-хау в коммерческой деятельности предприятий

На прибыльность и конкурентоспособность предприятия влияет наличие разработок, промышленных образцов, технологий в производственной деятельности, относящихся к авторскому праву.

Ноу-хау в бизнесе реализуются с помощью создания:

  • новой продукции;
  • новых схем продажи товаров;
  • информационных программ;
  • инноваций в сфере производственных процессов;
  • технологий в сфере бухучета и управления финансами и т.д.

Методы  защиты Ноу-хау

Чтобы, совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), способная обеспечить превосходство над конкурентами,  не стала всеобщим достоянием, необходимо предпринять меры по защите такой конфиденциальной информации.

 В соответствии с законодательством, для монопольного использования ноу-хау можно использовать один из двух методов защиты — получение патента или соблюдение коммерческой тайны.

Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.

Но методы защиты принципиально отличаются.

Патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования.

А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность.

Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.

Патент на Ноу-хау

Компании либо физическому лицу для получения патента на изобретение требуется:

  • определить набор данных (текстовая и графическая информация, схемы, формулы и т.д.), которые войдут в пакет авторской разработки;
  • обеспечить защиту сведений введением режима коммерческой тайны;
  • ограничить доступ к данным третьим лицам.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Для введения на предприятии режима сохранения коммерческой информации разрабатывается и утверждается локальная документация (положения, правила, учетные книги, регламенты, инструктаж).

Так внутри компании требуется разработать и утвердить:

  • распоряжение о принятии коммерческой тайны и правилах обращения с секретными данными;
  • приказ о принятии в компании конфиденциального режима;
  • книгу учета специалистов, имеющих доступ к секретным данным;
  • правила и схемы обращения с данными;
  • внесение поправок в трудовые договоры специалистов.

Компании могут выбирать форму охраны информации, относящейся к коммерческой тайне.

Правовое регулирование может вестись с помощью единого положения либо приниматься отдельными внутренними актами.

Сотрудников, обращающихся при работе с секретными сведениями, важно ознакомить с последствиями разглашения данных третьим лицам.

Подтвердить ознакомление с нормативами необходимо письменно (под роспись в документах).

Передача прав на ноу-хау

Правообладатель может передать ноу-хау другому лицу.

Передача может быть осуществлена на основании лицензионного (беспатентного) договора.

В лицензионном договоре о передаче прав принимают участие две стороны:

  • лицензиар (передающая сторона);
  • лицензиат (принимающая сторона).

В договоре должна быть указана следующая информация, устанавливающая условия передачи ноу-хау:

  • объект передачи;
  • сроки передачи (навсегда или на определённый срок);
  • цель отчуждения (например, продажа);
  • условия расторжения договора и т.д.

Если не указать срок действия лицензионного договора, стороны имеют право отказаться от исполнения его условий.

Ответственность за нарушения права на ноу-хау

По Трудовому Кодексу РФ (подпункт в пункта 6 статьи 81) разглашение секретных сведений может служить основанием для увольнения сотрудника.

Согласно статье 1472 Гражданского кодекса РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства обязано возместить убытки, причинённые нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Предусмотрена также административная ответственность.

При недобросовестной конкуренции размер штрафа для сотрудника составит от 12 тыс. руб., для юридического лица — от 100 тыс. руб.

Уголовным кодексом рассматривается наказание за неправомерный доступ к секретной информации. А размер наказания зависит от цели нарушителя (например, корыстная цель), факта сговора нескольких человек и от степени вреда, который нанесён нарушением. 

ВЕДУЩИЙ АУДИТОР                                                                     БУРСУЛАЯ Т.Д.

РАЙТ ВЭЙС

 
 
создание сайтов igrkiv.ru

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
jQuery('button, a.button, input.button, input.details-button, input.highlight-button').addClass('btn'); jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], input[type="tel"], input[type="url"], select, textarea').addClass('form-control'); jQuery(document).ajaxComplete(function(){ jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], select, textarea').addClass('form-control'); });
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account