Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Аудиторская фирма ООО «ПРОФИ» (Электронный журнал для бухгалтеров и аудиторов ПРАКТИК).

Наша фирма может предоставить качественные услуги от экспертов и авторов журнала  для Вашей компании в срок и по комфортной стоимости. Более подробно о ценах и услугах на сайте https://praktik-audit.ru/

  Москва, 119034 город Москва, вн.территор. г. муниципальный округ Хамовники, Чистый переулок, дом 3, эт. 1, пом. IV, ком. 5
8 903 625 98 61

  +7 (499) 269 09 37
ten321321 СОБАКА yandex.ru

(!!! Система Антиспам - для корректного адреса электронной почты слово СОБАКА поменять на значок @ и убрать пробелы !!!)

Наш сайт с услугами https://praktik-audit.ru/

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) - это экологический сбор, который взимается государством с фирм или же предпринимателей, чья деятельность связана с вредными выбросами в воду, атмосферу и т. п.

Необходимость оплачивать этот сбор должна, по мысли законодателя, стимулировать налогоплательщиков задействовать все доступные инструменты для сокращения общего количества выбросов, а до того времени нести ответственность за все последствия их работы.

Плата за НВОС устанавливается в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - закон № 7-ФЗ).

Виды негативного воздействия

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся (ст. 16 закон № 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, если их источником являются стационарные объекты. Поэтому владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Плата за НВОС

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

Кроме того, согласно закону (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 закона 7-ФЗ):

  • плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, вносят юридические лица и ПБОЮЛы, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
  • плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Какие объекты относятся к IV категории?

Критерии, на основании которых объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесены к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

К IV категории относятся объекты при одновременном выполнении следующих условий:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории будет осуществлено при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (п. 4 ст. 4.2 закона № 7-ФЗ).

Порядок внесения платы за НВОС

Согласно разъяснениям (письмо Росприроднадзор от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155):

  • субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату единовременно до 1 марта, следующего за отчетным периодом (т. е. за 2017 год - в срок до 1 марта 2018 года);
  • остальные организации вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере ¼ от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

При определении ¼ от части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются суммы платы фактически уплаченные (не начисленные) за I - IV кварталы 2017 года.

При определении 1/4 от суммы платы за НВОС, уплаченной за 2017 год, не учитываются суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2015, 2016 и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Расчет и сроки перечисления платы за НВОС

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плату, исчисленную по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 закона № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера экономическому субъекту надлежит перечислить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ плата за НВОС:

  • за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ - вносится по месту нахождения стационарного источника;

- за размещение отходов производства и потребления - по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Плата за НВОС рассчитывается отдельно по каждому виду загрязнения - выбросам в воздух, сбросам в воду, размещению отходов.

Субъекты малого и среднего предпринимательства рассчитывают и перечисляют плату только по итогам года (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Если компания не относится к малым или средним, то ей в течение года надо платить авансовые платежи - за I, II и III кварталы.

Каждый авансовый платеж равен 1/4 от платы за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается по следующей формуле:

Плата за НВОС по итогам года = Плата за НВОС за год – Авансовые платежи, уплаченные в течение года.

Если результат отрицательный, то разница - это сумма переплаты, которую организация сможет вернуть или зачесть в счет будущих платежей за НВОС (Письмо Росприроднадзора от 11.04.16 № АС-06-01-36/6155).

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС экономическими субъектами влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.

Максимальный размер процентов - не более 0,2% за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Расчет платы за год за выбросы в воздух или сбросы в воду

Плата рассчитывается по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на выбросы или сбросы.

Для расчета необходимы (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 закона № 7-ФЗ):

  • данные внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 закона № 7-ФЗ);
  • нормативы и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, следует умножить ставку на 2 (п. 2 постановления Правительства от 13.09.16 № 913).

Плату необходимо рассчитать отдельно по каждому вредному веществу, а затем следует сложить полученные результаты.

Если фактические выбросы или сбросы не превышают норматив, то надо рассчитать плату по каждому веществу по формуле (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 10  Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.15 № 404-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

Плата за НВОС = Фактическое количество вещества х Ставка.

Если фактические выбросы или сбросы превышают норматив, но не превышают лимит, то рассчитывается:

-плата в пределах норматива по формуле:

Плата за НВОС в пределах норматива = Норматив выброса или сброса Х Ставка;

-и плата за сверхнормативные выбросы или сбросы по формуле:

Плата за сверхнормативные выбросы или сбросы = (Фактическое количество вещества - Норматив выброса или сброса) Х Ставка Х 5;

Плата за сверхлимитные выбросы или сбросы рассчитывается в аналогичном порядке. Но при этом ставка увеличивается уже не в 5, а в 25 раз.

Рассчитаем размер платы за загрязнение воздуха. Данные о выбросах за 2017 год, нормативах и ставках приведены в таблице.

Вещество

Фактический выброс, т

Норматив, т

Лимит, т

Ставка, руб/т

Марганец

1

3

10

5 248

Оксид магния

11

6

15

43,5

Плата за выброс марганца - 5248 руб. (5248 руб. / т x 1 т).

Плата за выброс оксида магния - 1348,5 руб., в т. ч.:

- в пределах норматива - 261 руб. (43,5 руб. x 6 т);

- сверх норматива - 1087,5 руб. ((11 т - 6 т) x 43,5 руб. / т x 5).

Общая сумма платы - 6596,5 руб. (5248 руб. + 1 3 48,5 руб.).

Расчет платы за год при размещении отходов

Для расчета необходимы (п. 2 ст. 16.2, ст. 24 Закона № 7-ФЗ):

  • данные о фактическом количестве размещенных отходов;
  • лимиты на размещение отходов, утвержденные для организации Росприроднадзором (п. 5 Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.10 № 50);
  • ставки платы. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, надо умножить ставку на 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.09.16 № 913). В некоторых случаях ставки применяются с понижающим коэффициентом.

Плату надо рассчитывать отдельно по каждому виду отходов.

Если фактическое количество отходов не превышает лимит, то плата рассчитывается по следующей формуле (п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 11 закона № 219-ФЗ):

Плата за размещение отходов = Фактическое количество размещенных отходов х Ставка.

Если фактическое количество отходов превышает лимит, то плата за размещение отходов в пределах лимита по формуле:

Плата за размещение отходов в пределах лимита = Лимит х Ставка.

Плата за сверхлимитное размещение определяется по формуле:

Плата за размещение отходов сверх лимита = (Фактическое количество размещенных отходов – Лимит) х Ставка х 5.

Рассчитаем плату за размещение отходов. Данные о лимитах отходов и количестве размещенных отходов за 2017 год приведены в таблице.

Вид отходов

Количество размещенных отходов, т

Лимит, т

Класс опасности

Ставка, руб./т

Отходы грунта при проведении открытых земляных работ

5

6

IV

635,9

Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий

5

2

IV

635,9

Плата за размещение отходов грунта – 3179,5 руб. (635,9 руб./т x 5 т).

Плата за размещение лома – 10 813,3 руб., в т. ч.:

- в пределах лимита - 1271,8 руб. (635,9 руб./т x 2 т);

- сверх лимита - 9538,5 руб. ((5 т - 2 т) x 635,9 руб./т x 5).

Общая сумма платы – 13 992,8 руб. (3179,5 руб. + 10 813,3 руб.).

Бухгалтерский учет

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Обременение в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшает экономические выгоды экономического субъекта и подпадает под определение расхода.

Конституционный Суд РФ указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором (определение от 10.12.02 № 284-О).

Поэтому при начислении платы используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», как предписывает Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ.

Если их соблюдение невозможно, то в целях поэтапного достижения предусмотренных нормативов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы.

Исходя из этого плата за негативное воздействие на окружающую среду может начисляться в пределах допустимых нормативов и сверх нормативов:

  • в пределах установленных лимитов или
  • за сверхлимитное загрязнение.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632) (далее - порядок № 632) предлагалось (п. 7 указ. документа):

  • платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия относить на себестоимость продукции (работ, услуг),
  • платежи же за превышение их - на прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя.

Исходя из этого, начисление платы за НВОС и ее уплата в бухгалтерском учете сопровождаются следующими записями:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76

- начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76

- начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду сверх нормативов;

Дебет 76 Кредит 51

- перечислены денежные средства в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Организации, применяющие УСН (объект «доходы минус расходы»), уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

Сумма платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленных нормативов, включается в состав материальных расходов на дату перечисления денежных средств (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254, подп. 1 п. 2 ст. 346.17, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Сумма платы за сверхнормативные сбросы расходом не признается (такой расход не поименован в п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Плата за НВОС в размерах, не превышающих предельно допустимые сбросы, включается в состав материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Датой признания расходов в виде обязательных платежей является дата их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим, что, по мнению Минфина, материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (письмо от 08.08.16 № 03-03-06/1/46432).

Сумма платы за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды в состав расходов не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете плата за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды включается в состав расходов, но не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В результате этого на даты признания этого расхода в бухгалтерском учете организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н).

Пример В процессе производственной деятельности на объекте осуществляются сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам года (за вычетом ранее начисленных и уплаченных авансовых платежей) составил (условно) 150 000 руб., в т. ч. за сверхнормативные сбросы - 50 000 руб.

Организация применяет общую систему налогообложения с применением метода начисления.

В учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сверхнормативные сбросы, следует отразить следующими записями:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду»

- 100 000 руб. - начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах норматива (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 91-2Кредит 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду»

- 50 000 руб. - начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду сверх норматива (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 99 Кредит 68/ПНО

- 10 000 руб. (50 000 x 20%) - отражено ПНО (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду» Кредит 51

- 150 000 руб. - перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду (выписка банка по расчетному счету).

Т. Бурсулая, ведущий аудитор ООО «РАЙТ ВЭЙС»

 
 
создание сайтов igrkiv.ru

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
jQuery('button, a.button, input.button, input.details-button, input.highlight-button').addClass('btn'); jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], input[type="tel"], input[type="url"], select, textarea').addClass('form-control'); jQuery(document).ajaxComplete(function(){ jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], select, textarea').addClass('form-control'); });
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account