Вправе ли налогоплательщик-«упрощенец» признать расходы на маркетинг?
Правовые основы маркетинга заложены в ГК РФ. Правоотношения сторон по договору, предметом которого является оказание маркетинговых услуг, регулируются главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Заказчик обязан произвести оплату по договору в порядке, предусмотренном договором (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В целях бухучета
В общем случае для целей бухгалтерского учета затраты на маркетинговые исследования являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).
Налог, уплачиваемый при применении УСН
По общему правилу расходы на маркетинговые услуги не уменьшают полученные доходы, поскольку не поименованы в установленном перечне расходов (см. п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В то же время налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы, минус расходы», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на производство этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
К работам (услугам) производственного характера относятся осуществление отдельных операций по производству (изготовлению) продукции (выполнению работ, оказанию услуг), обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Следует иметь в виду, что вышеуказанные расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными, их оценка должна быть выражена в денежной форме) и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Невыполнение этих требований является основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Трудности документального подтверждения
При подтверждении обоснованности проведения таких затрат, а также при их документальном оформлении, скорее всего, возникнут сложности.
Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не определяет перечень документов, которые должны быть оформлены заказчиком и организацией-исполнителем при приеме-передаче результата маркетинговых исследований.
Арбитражная практика свидетельствует, что отсутствие детального описания услуг в маркетинговом задании, а также в отчете о выполненной работе повышает риск того, что названные затраты будут исключены из состава налоговых расходов.
Поэтому во избежание споров с налоговой инспекцией целесообразно по максимуму заручиться документами, подтверждающими необходимость проведения таких исследований.
Прежде всего, необходимо сформулировать четкое задание для исполнителя.
Так, есть мысль открыть новый магазин. В таком случае в задании для исполнителя могут присутствовать следующие вопросы:
- какие преимущества дает компании открытие нового магазина?
- каково отношение покупателей к уже существующему магазину?
- удовлетворены ли потребители ассортиментом продукции, предложенной к реализации в нем?
- продажа какой продукции интересует потенциальных покупателей?
- уровень продаж какой продукции оказался неудовлетворительным и почему?
- правильно ли было принято решение о цене продукции?
Соответственно, подробно составленный отчет, содержащий ответы на поставленные вопросы, послужит для организаций надежной защитой от претензий налоговых органов.
Таким образом, по нашему мнению, организации – «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе признать в целях исчисления единого налога расходы на проведение маркетинговых исследований при условии правильного документального оформления указанных расходов.
Отдел Аудита ООО «РАЙТ ВЭЙС»