Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Аудиторская фирма ООО «ПРОФИ» (Электронный журнал для бухгалтеров и аудиторов ПРАКТИК).

Наша фирма может предоставить качественные услуги от экспертов и авторов журнала  для Вашей компании в срок и по комфортной стоимости. Более подробно о ценах и услугах на сайте https://praktik-audit.ru/

  Москва, 119034 город Москва, вн.территор. г. муниципальный округ Хамовники, Чистый переулок, дом 3, эт. 1, пом. IV, ком. 5
8 903 625 98 61

  +7 (499) 269 09 37
ten321321 СОБАКА yandex.ru

(!!! Система Антиспам - для корректного адреса электронной почты слово СОБАКА поменять на значок @ и убрать пробелы !!!)

Наш сайт с услугами https://praktik-audit.ru/

УСН. Учитываем субсидии

Государство может предоставлять финансовую помощь бизнесу в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет таких средств в фирмах, работающих на «упрощенке».

Нормативно-правовое регулирование

Субсидии предоставляются:

  • юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям);
  • индивидуальным предпринимателям;
  • физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда).

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ производится в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ (подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Учет субсидий

Субсидии отражаются в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н).

Принимаются к учету бюджетные средства (в т. ч. и неденежные ресурсы), если имеется уверенность в том, что:

  • условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;
  • указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете.

Вариант № 1: по мере появления у организации уверенности в получении этих средств (абз. 1 п. 7 ПБУ 13/2000). В этом случае бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.

Вариант № 2: по мере фактического получения бюджетных средств (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000) В этом случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере появления у организации уверенности в получении этих средств, то на дату подписания договора о предоставлении субсидии отражает возникновение целевого финансирования.

При этом производятся следующие записи (абз. 5 п. 7 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):

Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам» Кредит 86 «Целевое финансирование»

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам».

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то на дату поступления бюджетных средств организация отражает возникновение целевого финансирования.

При этом производится бухгалтерская запись (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000):

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование».

Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (п. 8 ПБУ 13/2000).

Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

Согласно пункту 9 ПБУ 13/2000, списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

Следовательно, если организация за счет субсидии приобретает объект основных средств, то бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных расходов, признаются прочими доходами организации на систематической основе в течение срока полезного использования объекта ОС (п. 8, 9 ПБУ 13/2000).

При этом на дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью:

Дебет 86 Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

В течение срока полезного использования объекта ОС ежемесячно признается прочий доход в размере начисленной амортизации, что отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 98 Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы»  

Приведем пример.

Пример 1 В целях финансового обеспечения затрат на производство организации за счет средств бюджета субъекта РФ выделена субсидия на приобретение объекта ОС  в размере 2 880 000 руб.

Стоимость приобретенного у сторонней организации объекта ОС составила 2 880 000  руб. (в т. ч. НДС 439 322 руб.).

Иных затрат, связанных с приобретением объекта ОС и доведением его до готовности к использованию в запланированных целях организация не несет.

Объект ОС предназначен для использования в облагаемой НДС деятельности и введен в эксплуатацию в месяце приобретения.

В соответствии с учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета бюджетные средства признаются в составе целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), оборудование относится к четвертой амортизационной группе, срок полезного использования оборудования в бухгалтерском и налоговом учете установлен равным шести годам (72 мес.).

Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации, а также метод начисления в налоговом учете.

Срок полезного использования равен шести годам. Следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений составит 480 000 руб. (2 880 000 руб. : 6 лет).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объекту ОС начисляются ежемесячно в размере 1/12 от годовой суммы и составляют 40 000 руб. (480 000 руб. : 12 мес.) (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных расходов, признаются прочими доходами организации на систематической основе в течение срока полезного использования объекта ОС (п. 8, 9 ПБУ 13/2000).

При этом на дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью:

Дебет 86 Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

В течение срока полезного использования объекта ОС ежемесячно признается прочий доход в размере начисленной амортизации, что отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 98 Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Таким образом, в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ в целях приобретения объекта ОС (производственного оборудования) следует отразить следующими проводками:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

При получении бюджетных средств

Получена субсидия из бюджета субъекта РФ

51

86

2 880 000

Выписка банка по расчетному счету

При принятии объекта ОС к учету

Отражены затраты на приобретение объекта ОС

08

60

2 880 000

Отгрузочные документы продавца

Приобретенное имущество включено в состав ОС

01

08

2 880 000

Акт о приеме-передаче объекта основных средств,

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Полученная субсидия включена в состав доходов будущих периодов

86

98

2 880 000

Бухгалтерская справка

Произведен расчет с продавцом объекта ОС

60

51

2 880 000

Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, в течение срока его полезного использования (72 месяца)

Начислена амортизация

20

02

40 000

Бухгалтерская справка-расчет

Признан прочий доход в сумме, определенной как часть начисленной амортизации

98

91-1

40 000

Бухгалтерская справка-расчет

Налоговый учет

Рассмотрим порядок учета субсидий для малых и средних предприятий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – закон № 209-ФЗ).

В главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» прямо говорится об учете только тех субсидий, которые получены в соответствии с законом № 209-ФЗ. О возможности предоставления такой формы финансовой поддержки из бюджета субъекта РФ или местного бюджета говорится в статье 17 закона № 209-ФЗ.

К таким субсидиям можно отнести те, которые предоставляются названным субъектам предпринимательства на основании региональных и местных нормативных актов, подготовленных, в частности, в соответствии с законом № 209-ФЗ, что должно быть указано в этих нормативных актах.

Субсидии, предоставленные в соответствии с законом № 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов со дня получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов данного налогового периода.

Пример 2 20 января 2017 года субъект малого предпринимательства на УСН получила субсидию в сумме 500 000 руб.

За счет этой субсидии произведены расходы:

- 180 000 руб. - в 2017 году;

- 240 000 руб. - в 2018 году;

- 55 000 руб. - в 2019 году.

В 2017 году налогоплательщик отразит в доходах и расходах одинаковую сумму, соответствующую сумме произведенных в этом году расходов за счет субсидии, - 180 000 руб.

В 2018 году налогоплательщик в расходах отразит сумму 240 000 руб., а в доходах - 320 000 руб. (240 000 руб., соответствующие сумме расходов за этот год, и 80 000 руб., представляющие собой сумму неиспользованного остатка субсидии на конец второго налогового периода после ее получения).

Таким же образом могут поступать и «упрощенцы» с объектом «доходы» (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В общем случае они не вправе учитывать расходы, а налоги они уплачивают исключительно в отношении полученных доходов.

Однако использование субсидий для них в этом смысле является исключением.

Они могут учесть расходы, которые произведены за счет полученной в соответствии с законом № 209-ФЗ субсидии, и, как и «упрощенцы» с объектом «доходы минус расходы», учитывать субсидию в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет субсидии расходам.

Субсидия получена в конце года

Субсидию можно «потратить» фактически задним числом в отношении расходов, произведенных с начала налогового периода, в котором субсидия была получена (письмо Минфина России от 24.02.2016 № 03-11-11/10008). Главное, чтобы расходы соответствовали целям, на которые была выдана субсидия (см. также постановление АС Центрального округа от 07.09.2016 № Ф10-2798/2016 по делу № А09-10032/2015).

Пример 3 «Упрощенцу» - субъекту малого предпринимательства в соответствии с законом № 209-ФЗ в декабре 2017 года была выдана субсидия на ремонт склада и закупку товарно-материальных ценностей.

По итогам 2017 года можно учесть расходы на ремонт указанного склада и закупку товарно-материальных ценностей, а также включить в доходы соответствующую этим расходам сумму субсидии.

Вторым налоговым периодом, когда можно учесть субсидию в доходах по той же схеме, будет 2018 год.

Учет иных субсидий

Иные субсидии полностью учитываются на УСН в доходах в периоде их получения (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы, которые производятся за счет таких субсидий, у налогоплательщика с объектом «доходы минус расходы» отражаются в общем порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ (см. письма Минфина России от 29.06.2015 № 03-11-06/2/37312, от 29.04.2015 № 03-11-11/24751).

Субсидия и лимит доходов при УСН

Сумма субсидии, которая включается в доход «упрощенца», учитывается при определении права налогоплательщика на применение данного специального режима. Это подтверждает и судебная практика (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2016 № Ф02-934/2016 по делу № А78-8406/2015, АС Дальневосточного округа от 23.05.2016 № Ф03-1803/2016 по делу № А51-16044/2015).

Субсидия и Книга доходов и расходов

Полученные средства субсидий и суммы произведенных за их счет расходов учитываются в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - книга) (письмо Минфина России от 11.11.2016 № 03-11-11/66013). Форма и порядок заполнения книги  (далее - порядок заполнения книги) утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

Согласно разъяснениям финансистов, и в соответствии порядком заполнения книги (п. 2.4, 2.5) в графе 4 раздела I книги отражаются суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 этого же раздела - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Отражение полученной субсидии в отчетности по УСН

В раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по УСН (форма и порядок ее заполнения утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@) включаются суммы полученных целевых средств из перечня, приведенного в приложении 5 к указанному порядку.

Таким образом, если субсидия соответствует какой-либо строке из указанного перечня, то она отражается в разделе 3 декларации.

Например, это может быть субсидия, выделенная муниципальному унитарному предприятию из местного бюджета на осуществление капитальных вложений в реконструкцию инженерных сетей микрорайонов (письмо Минфина России от 19.12.2016 № 03-11-06/2/76404). При определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, такая субсидия не учитывается.

Если же субсидия не соответствует данному перечню, то ее сумма учитывается как внереализационный доход (письмо Минфина России от 21.07.2014 № 03-04-07/35645).

 
 
создание сайтов igrkiv.ru

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
jQuery('button, a.button, input.button, input.details-button, input.highlight-button').addClass('btn'); jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], input[type="tel"], input[type="url"], select, textarea').addClass('form-control'); jQuery(document).ajaxComplete(function(){ jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], select, textarea').addClass('form-control'); });
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account