Добросовестный налогоплательщик – это такой налогоплательщик, который на хорошем счету у налоговых органов, сумел заработать доброе имя и хорошую репутацию, безупречно исполняя свои обязанностей, установленные НК РФ. Идеальный вариант! Можно ли к нему приблизиться, не имея крыльев и нимба?
Добросовестный налогоплательщик – то, кто…
- платит обязательные платежи вовремя и в полном объеме;
- своевременно сдает всю необходимую отчетность;
- дает на запросы налоговиков немедленные и полные ответы;
- не перекрывает налоговикам доступ к информации, необходимой для налогового контроля;
- использует для снижения налоговых платежей только законные способы.
Для справки: презумпция добросовестности налогоплательщика – это принцип, закрепленный в НК РФ (п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 108 НК РФ), означающий, что налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.
Кто докажет обратное?
Обязанность по сбору доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, ложится на налоговиков (п. 6 ст. 108 НК РФ). При этом универсальных замечаний (например, все экспортеры НДС – недобросовестные налогоплательщики, производители подакцизных товаров – мошенники и т. п.)
В каждом случае подход должен быть индивидуальным.
Источники данных, которые могут использоваться могут быть самыми разными, но полученные факты должны быть убедительными (письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).
Доказательства недобросовестности
Нельзя не отметить, что налоговики успешно справляются со своими задачами по сбору доказательств получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.
Как правило, против налогоплательщика свидетельствуют:
- несоответствие данных, относящихся к исполнителю, в отгрузочных документах перевозчика и путевых листах;
- отсутствие отчетов по оказанным консультационным услугам;
- затруднения при объяснении смысла и обстоятельств сделки
- свидетельские показания работников, подтверждающих фиктивность их оформления на работу в контролируемую фирму;
- отсутствие имущества и работников по месту регистрации филиала;
- отсутствие реальной деятельности контрагента (непредставление отчетности, неуплата налогов);
- ликвидация или реорганизация контрагента сразу после сомнительной сделки;
- наличие в цепочке контрагентов лиц, в реальности не осуществляющих деятельность (отсутствие движения денежных средств по счетам или их неперечисление на оплату обычных для функционирующего лица расходов);
- исключение из ЕГРЮЛ на момент совершения сделки;
- дисквалификация, смерть или лишение свободы на момент совершения сделки лица, которым подписан документ;
- отсутствие необходимого для выполнения работ имущества, персонала и договоров с третьими лицами;
- обнаружение у налогоплательщика печати и учредительных документов контрагента;
- наличие в договоре условия о согласовании генподрядчиком с налогоплательщиком выбираемых для исполнения работ субподрядчиков.
«Проблемный» контрагент, «однодневки» и прочая «нечисть»
Это любимые термины налоговиков, и на практике они довольно успешно доказывают так называемую недобросовестность поставщиков, а заодно - связанные с этим неправомерное получение вычетов по НДС и включение затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации, проводящей операции с проблемным контрагентом.
Чтобы доказать проблемность, налоговики используют определение фирм-«однодневки» (это традиционный признак и составная часть недобросовестности) и их признаки.
Известно, что «однодневка» - это юридическое лицо, созданное:
- под конкретную операцию или на конкретный срок (как правило, на квартал);
- без цели осуществления какой-либо реальной деятельности.
Также «однодневки»:
- не представляют отчетность или представляют «нулевую» отчетность;
- зарегистрированы «массовыми» заявителями, по «массовому» адресу, с «массовым» директором и (или) учредителем (более 10-15 фирм на один адрес или директора).
Анализ арбитражной практики позволяет выявить еще несколько тезисов, которые приводят налоговые органы, доказывая «проблемность» контрагента:
- минимальный размер уставного капитала, который формируется имуществом, вносимым учредителем;
- государственная регистрация осуществляется по недействительным или утерянным паспортам;
- постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;
- отчетность в налоговые органы не представляется;
- отсутствует штат сотрудников, способный выполнять работы (услуги), оказываемые организацией;
- учредитель, руководитель и главный бухгалтер – одно и то же лицо;
- отсутствует имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности;
- систематически на постоянной основе компания предъявляет к возмещению НДС при несоразмерно минимальных суммах декларируемой выручки.
Как отстоять доброе имя – свое и контрагента
Для того чтобы обезопасить себя от претензий по поводу неосмотрительности и недобросовестности, налогоплательщику необходимо внимательно подходить к деловым контактам. Так, планируя работу с новым контрагентом, необходимо проверить его на «массовость» на сайте ФНС РФ (см. письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@), результат следует распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту (досье на контрагента).
Далее, необходимо запросить у контрагента пакет документов, подтверждающих легитимность его существования (копии свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН, устава) и полномочия лиц, подписывающих документы (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177).
Далее необходимо найти максимум информации о контрагенте. Можно использовать СМИ, интернет, рекламные материалы. Первоначальным источником информации об организации являлись элементы внешней атрибутики потенциальных фирм-партнеров: визитные карточки, буклеты, проспекты, адреса сайтов, то такие источники целесообразно подшить в досье с целью поверки и подтверждения реальности указанных контактов и деятельности организации.
Также следует собрать подтверждения реальности деятельности контрагента в виде копий сдаваемой отчетности и выписок по счетам (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).
Кроме этого следует получить информацию о статусе организации-контрагента, ее регистрации в налоговом органе, выявления информации о нахождении в процессе ликвидации или факте исключения из ЕГРЮЛ.
Результат проверки необходимо распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту.
Отметим, что подобная информация принимается судами как подтверждение должной осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Кроме этого, подобную информацию по контрагенту с такой же целью может запросить налоговая в ходе проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).
Что попросить у контрагента
Надо получить от каждого нового контрагента пакет учредительных и регистрационных документов, в частности:
- свидетельство о государственной регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ),
- свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН),
- устав (обязательны обложка, листы, содержащие сведения о наименовании организации, учредителях, уставном капитале и распределении долей, порядке избрания, сроке и перечне полномочий руководителя организации);
- протокол (решения) об избрании (назначении) руководителя организации или выписки из него;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Указанные документы целесообразно получить в виде заверенных контрагентом копий, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, которую необходимо получить в виде оригинала.
С. Малахов, адвокат