Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Аудиторская фирма ООО «ПРОФИ» (Электронный журнал для бухгалтеров и аудиторов ПРАКТИК).

Наша фирма может предоставить качественные услуги от экспертов и авторов журнала  для Вашей компании в срок и по комфортной стоимости. Более подробно о ценах и услугах на сайте https://praktik-audit.ru/

  Москва, 119034 город Москва, вн.территор. г. муниципальный округ Хамовники, Чистый переулок, дом 3, эт. 1, пом. IV, ком. 5
8 903 625 98 61

  +7 (499) 269 09 37
ten321321 СОБАКА yandex.ru

(!!! Система Антиспам - для корректного адреса электронной почты слово СОБАКА поменять на значок @ и убрать пробелы !!!)

Наш сайт с услугами https://praktik-audit.ru/

Расходы на нотариуса

Предпринимателям нередко приходится обращаться к нотариусам – либо в силу прямого указания закона, либо если относительно этого достигнута договоренность.

Обязательного нотариального удостоверения требуют, в частности:

  • принятое общим собранием участников непубличного акционерного общества решение и состав участников, присутствовавших при его принятии (подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, если только речь не идет о решении единственного участника общества);
  • договоры уступки требования и перевода долга, основанных на сделке, совершённой в нотариальной форме (ст. 389 ГК РФ);
  • договор ренты (ст. 584 ГК РФ);
  • соглашение об изменении или о расторжении договора, заключённого в нотариальной форме, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное;

Также подлежит нотариальному удостоверению сделка по отчуждению доли (или части доли) в уставном капитале ООО (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», исключение: абз. 2 указ. пункта).

Нарушение требования об обязательном нотариальном удостоверении сделки повлечет за собой ничтожность сделки  (ст. 163 ГК РФ).

Нотариус по желанию сторон может удостоверять и другие сделки (ст. 53 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. постановлением ВС РФ от 11.02.93 № 4462-1).

Перечень нотариальных действий установлен статьей 35 Основ законодательства о нотариате.

Какими должны быть документы?

Перед тем, как обращаться к нотариусу, имеет смысл проверить документы на соответствие определенным требованиям. В частности, текст сделки должен быть ясно и четко, без неоговоренных подчисток, помарок и т. д. Все числа, относящиеся к содержанию сделки, должны быть хотя бы раз прописаны словами. Наименования фирм расшифровываются, т. е. указываются без сокращений, с обязательным указанием адреса исполнительного органа, Ф. И. О. граждан и их адреса должны быть также расшифрованы. Документы, представляемые нотариусу, объем которых превышает один лист, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии).

Когда нотариус вправе отказать в совершении нотариального действия?

 Нотариус вправе отказать в совершении нотариальных действий также и в случаях, если (ст. 48 Основ законодательства о нотариате):

  • совершение такого действия противоречит закону;
  • действие подлежит совершению другим нотариусом;
  • с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
  • сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
  • сделка не соответствует требованиям закона;
  • документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;
  • факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законом порядке при условии (если это обязательно в силу закона).

В случае отказа нотариус по просьбе заявителя обязан дать письменные объяснения причин отказа и разъяснения по порядку его обжалования. Нотариус в этом случае не позднее 10 дней со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в его совершении (ст. 48 Основ законодательства о нотариате).

Документы утрачены, что делать?

Все совершаемые нотариальные действия регистрируются в реестре. Получить выписку из него можно, подав письменное заявление. Выписка представляется по заявлению лиц, в отношении и по поручению которых совершено нотариальное действие (ст. 50 Основ законодательства о нотариате).

При совершении нотариально действия нотариус оставляет в делах нотариальной конторы один экземпляр нотариально удостоверенного документа или сделки (ст. 44 Основ законодательства о нотариате).

В случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, можно получить их дубликаты (ст. 5, 50, 52 Основ законодательства о нотариате).

Цена вопроса

Размеры госпошлины установлены в НК РФ (ст. 333.24 НК РФ). Госпошлина – это федеральный сбор (ст. 12 НК РФ). При определении размера госпошлины, подлежащей оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами. В любом случае она не может быть ниже суммы, определённой оценщиками (для транспортных средств, по недвижимости имуществу, за исключением земельных участков, иному имуществу), оценщиками или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями (по земельным участкам). Если нотариальное действие совершается вне нотариальной конторы, то размер госпошлины вырастает в 1,5 раза, если выдается доверенность в отношении нескольких лиц, то пошлина уплачивается однократно (ст. 333.25 НК РФ). Плюс при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы (ст. 22 Основ законодательства о нотариате).

Если удостоверяется сделка в иностранной валюте, то для определения госпошлины ее размер перерассчитывается в рубли по курсу Банка России на день уплаты госпошлины.

Перечень льгот по уплате госпошлины приведён в статье 333.38 НК РФ.

Нотариальное действие совершается после уплаты госпошлины. В подтверждение данного факта можно представить платежку с отметкой банка или квитанцию. Возврат или зачёт излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном статьёй 78 НК РФ.

О праве нотариуса навязывать дополнительные услуги

Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Получение этих услуг для заявителя носит исключительно добровольный характер. И, если он не согласен с формой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, то от таких услуг можно отказаться, их навязывание нотариусом недопустимо (определение КС РФ от 01.03.11 № 272-О-О).

Отражение расходов в бухучете

Цель, с которой выполнены те или иные нотариальные действия, является определяющей при отражении в бухгалтерском учёте осуществлённых расходов. Так, если нотариальные действия связаны с приобретением основных средств организации, то понесённые расходы подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств (п. 8 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). Напомним, что в бухгалтерском учёте такие расходы собираются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Так, при удостоверении договора купли-продажи оборудования в бухгалтерском учёте делаются следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50

— выданы денежные средства для расчёта с нотариусом;

Дебет 76 Кредит 71

— отражена плата за нотариальное удостоверение договора купли-продажи;

Дебет 08 Кредит 76

— 2200 руб. — плата за нотариальное действие учтена в первоначальной стоимости.

Таким же образом на счёте 08 отражается сумма оплаты нотариальных действий, связанных с приобретением нематериального актива, так как такие расходы включаются в первоначальную его стоимость (п. 6 ПБУ 14/2000 «Учёт нематериальных активов», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н).

Оплата услуг нотариуса за выполнение нотариальных действий, которые могут быть отнесены непосредственно к процессу приобретения МПЗ, также включается в их первоначальную стоимость (п. 6 ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Порядок отражения этих расходов зависит от учётной политики. Понесённые затраты могут быть непосредственно отнесены на счета 10 «Материалы» или 41 «Товары» либо же на счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Последняя проводка производится, если учётной политикой предусматривается учёт МПЗ по учётным ценам с последующим отнесением отклонения между фактической себестоимостью и учётной ценой на счёт 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Расходы организации на оплату нотариальных действий, связанных с её текущей деятельностью — производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). Они отражаются на счетах учёта издержек производства и обращения. Такие расходы обычно признаются управленческими и учитываются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы». Если же нотариальные действия каким-либо образом связаны непосредственно со сбытом продукции, то их относят к коммерческим расходам и отражают на счёте 44 «Расходы на продажу».

В случае удостоверения копий учредительных документов в бухучете делаются следующие проводки:

Дебет 71 Кредит 50

— выданы денежные средства под отчёт для расчёта с нотариусом;

Дебет 76 Кредит 71

— осуществлена плата за нотариальное действие;

Дебет 26 Кредит 76

 — учтены расходы, связанные с удостоверением копий учредительных документов нотариусом.

Если требуется нотариальное удостоверение договора купли-продажи при реализации объекта основных средств, то такие расходы на нотариальные действия признаются прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Учитываются же они тогда по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счёта 91 может быть отражена оплата нотариальных действий, непосредственно связанных с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заёмных обязательств. 

Если госпошлина уплачивается наличными средствами

При безналичной форме расчетов не возникнет трудностей с оформлением первичных документов – документом, подтверждающим оплату, является платёжное поручение.

При наличной форме возникает следующая ситуация.

Как известно, нотариусы – не предприниматели, поэтому не обязаны применять ККТ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт»). Плата за совершение нотариальных действий фиксируется нотариусом в реестре для регистрации нотариальных действий. Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, должен быть составлен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», и в нём должно быть указано на совершение нотариального действия и размер его тарифа.

Как правило, в справке нотариуса фигурирует фраза «Оплачено (взыскано) по тарифу за совершённые нотариальные действия». Будет идеальным вариантом, если в справке будет указано, какая сумма пошла в оплату нотариальных действий, а какая — за дополнительные услуги. Кроме того, к комплекту документов, подтверждающих совершение нотариальных действий, целесообразно прикладывать и копию его лицензии.

 Вопросы налогообложения

При исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтверждённые затраты, осуществлённые налогоплательщиком по деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). 

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены в том числе и затраты в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. Такие расходы принимаются в пределах тарифов, утверждённых в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Плата же государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх указанных тарифов в целях налогообложения не учитывается (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Возмещение фактических транспортных расходов при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы не является платой за нотариальное оформление документов. Поэтому они не могут быть учтены в составе расходов, предусмотренных подпунктом 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Впрочем, расходы по возмещению фактических транспортных расходов нотариуса (ст. 22 Основ законодательства о нотариате) можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их соответствия определенным критериям (п. 1 ст. 252 НК РФ).

 
 
создание сайтов igrkiv.ru

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
jQuery('button, a.button, input.button, input.details-button, input.highlight-button').addClass('btn'); jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], input[type="tel"], input[type="url"], select, textarea').addClass('form-control'); jQuery(document).ajaxComplete(function(){ jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], select, textarea').addClass('form-control'); });
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account