Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Аудиторская фирма ООО «ПРОФИ» (Электронный журнал для бухгалтеров и аудиторов ПРАКТИК).

Наша фирма может предоставить качественные услуги от экспертов и авторов журнала  для Вашей компании в срок и по комфортной стоимости. Более подробно о ценах и услугах на сайте https://praktik-audit.ru/

  Москва, 119034 город Москва, вн.территор. г. муниципальный округ Хамовники, Чистый переулок, дом 3, эт. 1, пом. IV, ком. 5
8 903 625 98 61

  +7 (499) 269 09 37
ten321321 СОБАКА yandex.ru

(!!! Система Антиспам - для корректного адреса электронной почты слово СОБАКА поменять на значок @ и убрать пробелы !!!)

Наш сайт с услугами https://praktik-audit.ru/

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна -  это режим конфиденциальностиинформации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которая считаются коммерческой тайной:

  • Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.
  • Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.
  • Конфиденциальная информация.  К такой информации относятся данные, после распространения которых, предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.
  • Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.
  • Открытая информация.  К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений,  составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений,  которые составляют коммерческую тайну можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет  необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

  • состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
  • категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);
  • порядок документирования работы по определению сведений, составляющие коммерческую тайну;
  • сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

  • разработать правила доступа и работы со сведениями;
  • определить ответственных за обеспечение безопасности данных;
  • разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;
  • выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

  • Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.
  • Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».
  • Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.
  • Внесение в трудовые договоры работниками предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.
  • Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.
  • Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.
  • Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно», или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

  • общие положения (определение и цель составления документа);
  • права организации — владельца ноу-хау;
  • права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);
  • порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);
  • коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);
  • режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);
  • охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);
  • порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);
  • ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;
  • заключительные положения;
  • приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну – это действие или бездействие, результатом которого информация, которая   составляет коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно, или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

  • Предоставление свободного доступа к секретной информации.
  • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.
  • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.
  • Взлом компьютерных баз данных.
  • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, не санкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконным использованием информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

  • Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;
  • Материальная ответственность.  При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;
  • Административная ответственность.  При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы  – 4000-5000 рублей;
  • Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, или ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник  привлекается к уголовной ответственности.

ВЕДУЩИЙ АУДИТОР                                                                     БУРСУЛАЯ Т.Д.

РАЙТ ВЭЙС

 
 
создание сайтов igrkiv.ru

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
jQuery('button, a.button, input.button, input.details-button, input.highlight-button').addClass('btn'); jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], input[type="tel"], input[type="url"], select, textarea').addClass('form-control'); jQuery(document).ajaxComplete(function(){ jQuery('input[type="text"], input[type="password"], input[type="email"], select, textarea').addClass('form-control'); });
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account