Автопром (автомобильная промышленность) - это отрасль промышленности, которая осуществляет производство безрельсовых транспортных средств (например, автомобилей, автобусов, мотоциклов, велосипедов, автопогрузчиков и повозок), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Таким образом, автомобильная промышленность или автомобилестроение - отдельная ветвь современной промышленности, которая специализируется на проектировании и создании средств передвижения, не использующих рельсовую основу, в которых установлен автономный двигатель, приводящий всю машину в движение.
Обычно используют двигатель внутреннего сгорании, но в последнее время все популярнее становятся и альтернативные источники питания мотора.
Подотрасли автомобильной промышленности
Автомобильная промышленность частично включает в себя следующие подотрасли:
- моторостроение;
- производство комплектующих(важнейшее направление – шинная промышленность);
- производство технологического оборудования (станкостроениеи роботостроение).
Виды производственных процессов в автомобильной промышленности
Само автомобилестроение включает в себя несколько подвидов производственных процессов:
- Проектирование и изготовление двигателей;
- Изготовление расходных материалов и необходимых для замены комплектующих;
- Отдельная отрасль машиностроения, которая производит промышленные типы машин, такие как станки и роботизированные технологии;
Основные источники расходов в автомобилестроении
Основным источником расходов в автомобилестроении считается затраты на капитальные цели, а так же на рабочих, которые не смотря на существенную автоматизацию производства все равно являются незаменимой частью производства.
Виды продукции, потребляемые автомобильной промышленностью
Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции:
- чёрной металлургии. К продукции черной металлургии относятся:
- холоднокатаные листы,
- отливки из чугунаи стали;
- и т. д.;
- цветной металлургии. К продукции цветной металлургии относятся производство радиаторов, карбюраторов, арматуры и т. д.;
- химической промышленности. К продукции химической отрасли относятся резиновые(прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д.;
- электротехнической. К продукции электротехнической промышленности относятся:
- системы зажигания;
- аккумуляторные батареи;
- генераторы;
- стартеры;
- электропроводка,
- системы освещения;
- стекольной промышленности. Стекольная промышленность поставляет стекло, зеркала и многое другое.
Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран.
Автомобильный транспорт играет важную роль в обществе транспортной системе страны.
На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.
Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров.
Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.
В настоящее время уже нет практически сферы деятельности, в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины:
- во-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;
- во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом.;
- в-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж на на внутреннем, так и на мировом рынке.
- в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.
Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили.
Страны производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве.
Кроме этого, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность.
Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике.
Задачи автомобилестроения в Российской Федерации
Основная проблема, без решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров.
С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство, как самой отрасли, так и имеющийся у поставщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников.
Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли, как бы ее ни стали называть в будущем, растянется на многие годы.
Это необходимо для решения основных задач отрасли, таких как:
- Восстановление и увеличение объемов производства.
- Создание предпосылок для освоения требуемых покупателями изделий.
Факторы, которые воздействуют на размещения автомобилестроения в Российской Федерации
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. особенностей, которые влияют на его географию.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
- Наукоемкость: трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
- Металлоемкость: отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
- Трудоемкость: с точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Перспективы развития отрасли в Российской Федерации
Российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
- выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
- производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
- участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);
- точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
Заключение
Автомобильная промышленность - это важная отрасль российского машиностроения, которая занимается производством и сбытом легковых и грузовых автомобилей разных марок для разных сфер деятельности государства и для мирового рынка.
Ведущий аудитор Бурсулая Т.Д.
ООО РАЙТ ВЭЙС