Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Электронный журнал «Практик»
Информационный портал по бухгалтерской, налоговой и юридической тематике при поддержке аудиторской фирмы «РАЙТ ВЭЙС» на основе опыта и практики.
Аудиторские, консалтинговые и юридические услуги.

г. Москва, ул.Плющиха, д.53/25, стр. 1, пом.VIII(5)
8 903 625 98 61
ten321@rambler.ru

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ

Предлагаем ВАМ на выгодных условиях разместить рекламу на страницах нашего электронного журнала!
У нас действительно гибкая система скидок!
 
НАШИ ЦЕНЫ ВАС ПРИЯТНО УДИВЯТ!

ООО «РАЙТ ВЭЙС». Аудиторские и консалтинговые услуги предлагает:

  • При заключении договора об абонентском обслуживании первая письменная консультация любой сложности — бесплатно;
  • При заключении договора на аудит — консультирование бесплатно;
  • Скидка от 10 до 20% от суммы договора с предыдущим подрядчиком по аудиту;
  • АудитОнлайн от 30 тыс. руб. Подробнее

Телефон: 8 903 625 98 61, Электронная почта: ten321@rambler.ru

Портрет добросовестного налогоплательщика

Добросовестный налогоплательщик – это такой налогоплательщик, который на хорошем счету у налоговых органов, сумел заработать доброе имя и хорошую репутацию, безупречно исполняя свои обязанностей, установленные НК РФ. Идеальный вариант! Можно ли к нему приблизиться, не имея крыльев и нимба?

Добросовестный налогоплательщик – то, кто…

  • платит обязательные платежи вовремя и в полном объеме;
  • своевременно сдает всю необходимую отчетность;
  • дает на запросы налоговиков немедленные и полные ответы;
  • не перекрывает налоговикам доступ к информации, необходимой для налогового контроля;
  • использует для снижения налоговых платежей только законные способы.

Для справки: презумпция добросовестности налогоплательщика – это принцип, закрепленный в  НК РФ (п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 108 НК РФ), означающий, что налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное. 

Кто докажет обратное?

Обязанность по сбору доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, ложится на налоговиков (п. 6 ст. 108 НК РФ). При этом универсальных замечаний (например, все экспортеры НДС – недобросовестные налогоплательщики, производители подакцизных товаров – мошенники и т. п.)

В каждом случае подход должен быть индивидуальным.

Источники данных, которые могут использоваться могут быть самыми разными, но полученные факты должны быть убедительными (письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).

Доказательства недобросовестности

Нельзя не отметить, что налоговики успешно справляются со своими задачами по сбору доказательств получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Как правило, против налогоплательщика свидетельствуют:

  • несоответствие данных, относящихся к исполнителю, в отгрузочных документах перевозчика и путевых листах;
  • отсутствие отчетов по оказанным консультационным услугам;
  • затруднения при объяснении смысла и обстоятельств сделки
  • свидетельские показания работников, подтверждающих фиктивность их оформления на работу в контролируемую фирму;
  • отсутствие имущества и работников по месту регистрации филиала;
  • отсутствие реальной деятельности контрагента (непредставление отчетности, неуплата налогов);
  • ликвидация или реорганизация контрагента сразу после сомнительной сделки;
  • наличие в цепочке контрагентов лиц, в реальности не осуществляющих деятельность (отсутствие движения денежных средств по счетам или их неперечисление на оплату обычных для функционирующего лица расходов);
  • исключение из ЕГРЮЛ на момент совершения сделки;
  • дисквалификация, смерть или лишение свободы на момент совершения сделки лица, которым подписан документ;
  • отсутствие необходимого для выполнения работ имущества, персонала и договоров с третьими лицами;
  • обнаружение у налогоплательщика печати и учредительных документов контрагента;
  • наличие в договоре условия о согласовании генподрядчиком с налогоплательщиком выбираемых для исполнения работ субподрядчиков.

«Проблемный» контрагент, «однодневки» и прочая «нечисть»

Это любимые термины налоговиков, и на практике они довольно успешно доказывают так называемую недобросовестность поставщиков, а заодно - связанные с этим неправомерное получение вычетов по НДС и включение затрат в состав  расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации, проводящей операции с проблемным контрагентом.

Чтобы доказать проблемность, налоговики используют определение фирм-«однодневки» (это традиционный признак и составная часть недобросовестности) и их признаки.

Известно, что «однодневка» - это юридическое лицо, созданное:

  • под конкретную операцию или на конкретный срок (как правило, на квартал);
  • без цели осуществления какой-либо реальной деятельности.

Также «однодневки»:

  • не представляют отчетность или представляют «нулевую» отчетность;
  • зарегистрированы «массовыми» заявителями, по «массовому» адресу, с «массовым» директором и (или) учредителем (более 10-15 фирм на один адрес или директора).

Анализ арбитражной практики позволяет выявить еще несколько тезисов, которые приводят налоговые органы, доказывая «проблемность» контрагента:

  • минимальный размер уставного капитала, который формируется имуществом, вносимым учредителем;
  • государственная регистрация осуществляется по недействительным или утерянным паспортам;
  • постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;
  • отчетность в налоговые органы не представляется;
  • отсутствует штат сотрудников, способный выполнять работы (услуги), оказываемые организацией;
  • учредитель, руководитель и главный бухгалтер – одно и то же лицо;
  • отсутствует имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности;
  • систематически на постоянной основе компания предъявляет к возмещению НДС при несоразмерно минимальных суммах декларируемой выручки.

Как отстоять доброе имя – свое и контрагента

Для того чтобы обезопасить себя от претензий по поводу неосмотрительности и недобросовестности, налогоплательщику необходимо внимательно подходить к деловым контактам. Так, планируя работу с новым контрагентом, необходимо проверить его на «массовость» на сайте ФНС РФ  (см. письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@), результат следует распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту (досье на контрагента).

Далее, необходимо запросить у контрагента пакет документов, подтверждающих легитимность его существования (копии свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН, устава) и полномочия лиц, подписывающих документы (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177).

Далее необходимо найти максимум информации о контрагенте. Можно использовать СМИ, интернет, рекламные материалы. Первоначальным источником информации об организации являлись элементы внешней атрибутики потенциальных фирм-партнеров: визитные карточки, буклеты, проспекты, адреса сайтов, то такие источники целесообразно подшить в досье с целью поверки и подтверждения реальности указанных контактов и деятельности организации.

Также следует собрать подтверждения реальности деятельности контрагента в виде копий сдаваемой отчетности и выписок по счетам (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).

Кроме этого следует получить информацию о статусе организации-контрагента, ее регистрации в налоговом органе, выявления информации о нахождении в процессе ликвидации или факте исключения из ЕГРЮЛ.

Результат проверки необходимо распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту.

Отметим, что подобная информация принимается судами как подтверждение должной осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.

Кроме этого, подобную информацию по контрагенту  с такой же целью может запросить налоговая в ходе проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).

Что попросить у контрагента

Надо получить от каждого нового контрагента пакет учредительных и регистрационных документов, в частности:

  • свидетельство о государственной регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ),
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН),
  • устав (обязательны обложка, листы, содержащие сведения о наименовании организации, учредителях, уставном капитале и распределении долей, порядке избрания, сроке и перечне полномочий руководителя организации);
  • протокол (решения) об избрании (назначении) руководителя организации или выписки из него;
  • выписка из ЕГРЮЛ.

Указанные документы целесообразно получить в виде заверенных контрагентом копий, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, которую необходимо получить в виде оригинала.

С. Малахов, адвокат

Получить консультацию

Если у Вас есть вопрос, ответ на который вы не нашли на страницах нашего журнала или Вы столкнулись со сложной профессиональной деятельностью, напишите нам на электронную почту по адресу: ten321@rambler.ru
Присланные вопросы будут доведены до сведения специалистов аудиторской компании «РАЙТ ВЭЙС», и Вам будет оказана письменная консультация на профессиональном уровне и в краткие сроки.

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите название организации
Пожалуйста, введите свою должность
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
создание сайтов igrkiv.ru

Заказать звонок

Оставьте своё сообщение, наши специалисты обязательно ответят на ваши вопросы.

Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Don't have an account yet? Register Now!

Sign in to your account